Краеведение

Купчинская земская народная школа. Этапы истории

Шёл вчера я мимо школы.

Сколько там детей, родная!

А. Кольцов


В старину российское народное образование являлось монополией двух институтов — государства и церкви. После великих реформ Александра II во второй половине XIX века появились земства — это и были первые органы местного самоуправления. В результате проведённых реформ крестьяне получили хозяйственную самостоятельность и возможность открывать сельские школы. При этом, открывая их, земства занимались всеми вопросами помещения, отопления, снабжения школ книгами и письменными принадлежностями, платой учителям, но вмешиваться в учебно-воспитательную работу, которая находилась в ведении уездных училищных советов, они не могли. Многие крестьяне с удовольствием отдавали своих детей в такие школы, а учебный год в них был значительно короче нынешнего, и длился, как говорили многие «от жатвы до первой посевной».

В. Маковский. В сельской школе. 1883 г.

Обычно, земские школы представляли собой учебные заведения, рассчитанные на три года образования, где дети всех возрастов занимались в одной классной комнате с единственным учителем. Здания земских школ строились светлыми и просторными, в основном с помещением одного-двух классов. В школе преподавали русский язык, чистописание, арифметику, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение. Преподавателями же были народные учителя и приходящие законоучители-священники. Девочки и мальчики учились вместе, а возраст учеников был от 8 до 12 лет.
О том, что в деревне Купчино ещё в 1875 году существовала земская школа пишет известный краевед Денис Шаляпин [1]. Она располагалась прямо в одной из крестьянских изб, в ней же квартировал и учитель. Новое образцовое здание земской школы было построено в 1892 году, а участок для него предоставили крестьяне уже из своей коллективной собственности. В Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга сохранился документ Технического отдела Санкт-Петербургской Уездной Земской Управы с планом земской школы в деревне Купчино на 35 человек [2]. Этот документ состоит из двух листов, и на первом листе справа и слева от чертежа здания чётко просматриваются цифры: 18−92 г., вносящие ясность в датировку этого документа.

План Купчинской школы на 35 человек, л. 1. ЦГИА СПб

Судя по этому плану, в школе имелись раздевалки для мальчиков, девочек, рекреационный зал, непосредственно сам класс с двадцатью партами, учительским столом, школьными досками и глобусом; небольшая квартирка для учителя, состоящая из двух комнат и кухни.
В Центральном государственном архиве кинофотодокументов нашего города хранятся также и две фотографии школы, сделанные мастерами фотоателье Буллы в самом начале XX века. На одной из них, которая называется «Ученики у здания школы» [3], если сопоставить план здания и фото, можно определить, что за забором, на фоне которого сфотографированы дети, правее, как раз и находится стена класса, имеющая четыре высоких окна. Площадь же этого класса составляла 15 квадратных саженей, что соответствует нынешним 32 квадратным метрам, а высота, обозначенная в документе — 5 аршин и 8 вершков — 3 метра и 90 см. Исходя из этого архивного чертежа можно также примерно подсчитать и метраж квартиры учителя: 25−28 квадратных метров, что вполне актуально даже на сегодняшний день. Сама же школа находилась на южной оконечности деревни, между нынешними улицей Димитрова и Дунайским проспектом, восточнее Малой Балканской улицы, — об этом говорят материалы и схемы, приведённые в книге Д. В. Шаляпина «Купчино. История. События. Люди» [4].

Купчинская земская школа, начало 1900-х гг. Из фондов ЦГАКФФД

На второй фотографии Купчинской школы ателье Буллы запечатлён урок по рукоделию у девочек. На стенах класса можно увидеть географические карты, портреты А. С. Пушкина и Николая II, а непосредственно при детальном изучении этой фотографии в архиве на школьной доске, стоящей слева, читается надпись «Купчинская детская школа». Также на подлиннике фотографии можно идентифицировать портрет Александра Сергеевича Пушкина как портрет (репродукцию) работы Томаса Райта [5]. Спустя многие годы такое изображение Пушкина висело во многих советских школах, в том числе и во Фрунзенском районе. Обращают на себя внимание и красивые стеклянные керосиновые лампы, подвешенные к потолку. Видно, что школа была оснащена с теплотой и любовью.

Купчинская земская школа, занятие по рукоделию у девочек; начало 1900-х гг. Из фондов ЦГАКФФД

В дореволюционные времена в земских школах дети учились по шесть дней в неделю, никаких сословных ограничений не было, уроки (четыре-пять уроков в день) длились по часу, а перемены продолжались десять минут. В качестве каникул были перерывы на Святки, Страстную и Святую [6] недели. Главным предметом являлся русский язык, а на уроках арифметики важно было научить детей устному счёту, ведь не у каждого крестьянина в будущем оказывались под рукой клочок бумаги и карандаш чтобы подсчитать количество пудов зерна в амбаре или стоимость мешков картошки на продажу. В своей книге, рассказывающей об учительской деятельности, известный педагог и учёный Сергей Александрович Рачинский писал, что сельские дети живо интересовались учебным процессом, привязывались к школе и учителям, хорошо усваивали грамоту [7].
Изучая историю деревни Купчино, можно смело утверждать, что в плане устройства школы крестьянам повезло. В Государственном историческом архиве нашего города сохранился и другой документ о рассмотрении проекта новой церковно-приходской школы для детей, живущих в деревне Волково [8], которая тоже находилась на территории нынешнего Фрунзенского района. Этот документ датирован 12 июня 1912 года и написан от лица протоиерея храма Спаса Нерукотворного Образа на Волковом кладбище Иоанна Яковлевича Соколова. История делопроизводства говорит о том, что строительство этой школы было разрешено не сразу из-за вопросов пожарной безопасности, ведь планируемое каменное здание школы, как отмечалось в документе, предполагалось построить слишком близко к соседним домам, что не соответствовало тогдашним нормам. Однако, строительство школы всё-таки разрешили с указанием сделать потолки класса не менее 5 аршинов высотой (3,6 метра).
Статистика народного образования Российской империи тех лет имеет данные, что на 1 января 1915 года начальным образованием было охвачено чуть больше половины детей возраста от 8 до 11 лет, то есть накануне революции, достаточно большее количество населения нашей страны должно было быть и было грамотным. В любом случае это можно утверждать относительно жителей деревни Купчино.
После революционных событий 1917 года Купчинская земская школа изменила своё название, но продолжала педагогическую деятельность. Об учёбе в ней сохранили свои воспоминания многие коренные жители деревни, среди них Мария Владимировна Минеева и Сергей Дмитриевич Климов, который рассказал об этом своей дочери. Эти воспоминания опубликованы в уже упомянутой нами книге Д. В Шаляпина «Купчино. История. События. Люди» [9].

Ученики и учителя купчинской школы. Фото из архива семьи Климовых (Елены Кузнецовой), 1920-е годы

К сожалению, добротное деревянное здание школы, стоящее на каменном фундаменте, было разобрано во время войны, и в последующие годы купчинские дети стали ездить учиться в город.
Тепло же и профессиональную зоркость взгляда фотографов дореволюционной России долгие годы хранило здание другой деревянной школы в посёлке Кайпилово Ленинградской области, — это была «Лисьеносовская детская народная школа», которую служащие ателье Буллы сфотографировали в те же 1900 годы, и она оказалась в одной коллекции с фотографией Купчинской школы. Интересно, что это здание было окончательно утрачено только весной 2020 года.

Лисьеносовская народная школа Петербургской уездной земской управы. Фото ателье Буллы, 1900-е годы, из фондов ЦГАКФФД и здание этой школы в 2011 году, фотография с сайта «sitywalls»



Рената Зафаржановна Платэ — специалист отдела развития и культурно-выставочной деятельности ЦБС Фрунзенского района


[1] http://www.kupsilla.ru/derevny.htm
[2] ЦГИА СПб. Ф. 224. Оп. 2, д. № 5901.
[3] ЦГАКФФД СПб, фотография Купчинской земской школы Петербургской уездной земской управы «Ученики у здания школы», ателье Буллы, 1900-е годы.
[4] Д. В. Шаляпин. «Купчино. История. События. Люди». СПб, 2019, с. 114, 117, 122. Книга доступна в библиотеке.
[5] Один из последних прижизненных портретов Пушкина, портрет работы Томаса Райта. Т. Райт, английский художник, подолгу живший в России, нарисовал портрет А. С. Пушкина в последний месяц жизни поэта, а гравированный портрет делал в феврале — марте 1837 года, уже после смерти Пушкина.
[6] Страстная и Святая недели — предшествующая и последующая за праздником Светлого Христова Воскресения (Пасхой) недели.
[7] Рачинский С. А. Яркое описание заинтересованности крестьянских детей в учёбе. 1891, С. 14−18.
[8] ЦГИА СПб. Ф. 256. Оп. 30, д. № 622.
[9] Д. В. Шаляпин. «Купчино. История. События. Люди». СПб, 2019, с. 566 и 631. Книга доступна в библиотеке.